Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Все об агростраховании
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Управление
Сопровождение договоров страхования
Николенко Николай Петрович
Первый заместитель председателя правления СОАО «Русский Страховой Центр» до 25.12.2010 г.
страхование сегодняВ предыдущих комментариях были рассмотрены два операционных бизнес-процесса: андеррайтинг (управление операционным результатом «на входе»), который является ключевым для страховой компании, и урегулирование убытков (управление операционным результатом «на выходе»). Еще один немаловажный бизнес-процесс в работе компании – сопровождение договоров страхования. С какими проблемами сталкивается страховщик при его организации?

Сегодня во многих компаниях функцию сопровождения договоров страхования выполняют продавцы – они самостоятельно формируют договоры страхования, распечатывают их на компьютере, вводят в локальные базы данных и т.д. Это приводит к тому, что многие отечественные компании не имеют единой базы данных по заключенным договорам страхования, что, естественно, затрудняет контроль правильности заключения и оформления договоров. Все усугубляется тем, что во многих компаниях нет четко описанных стандартных процедур оформления договора страхования (страхового полиса), нет инструкций по порядку их заключения, что приводит к возникновению множества ошибок. Из-за отсутствия единой базы данных договоры страхования обезличиваются – непонятно, кто из продавцов или сотрудников продающих подразделений их заключил. К тому же возникают проблемы с архивированием заключенных договоров, и становится проблематичным просто даже их найти в случае необходимости. В таких условиях невозможно проводить анализ заключенных договоров страхования, управлять убыточностью «на входе», как следствие этого буксует и процедура урегулирования убытков.

Создание системы сопровождения договоров страхования подчинено той же самой логике, что и создание других подразделений:

  • описание бизнес-процесса;
  • формирование подразделения, осуществляющего подготовку, оформление, хранение, учет и пролонгацию договоров страхования;
  • обучение персонала, работающего в создаваемом подразделении;
  • распределение функций между продавцами и обслуживающими их сотрудниками, определение норм, процедур и правил обслуживания клиентов;
  • создание и внедрение IT-системы сопровождения договоров страхования.

Сам бизнес-процесс «сопровождение договоров страхования» можно представить следующим образом:

Получение заявления и анкеты –– Оформление договора страхования –– Ввод в базу данных –– Согласование договора с андеррайтером и юристом –– Вручение договора клиенту –– Пролонгация договора страхования и заключение дополнительных соглашений.

Необходимо отметить, что согласование договора страхование с андеррайтером и юристом происходит, в случае если заключаемый договор является нетиповым.

На основании описанного бизнес-процесса определяются функции подразделения сопровождения договоров страхования, которые обычно включают:

  • подготовку типовых договоров страхования и присвоения кодов полисов по заявкам;
  • согласование проектов договоров страхования в центре андеррайтинга;
  • передачу (при необходимости) договоров страхования в центр андеррайтинга;
  • вручение полностью оформленных договоров страхования продавцам для передачи клиенту;
  • ввод договоров в базу данных и проверка;
  • хранение всех договоров страхования в электронном и бумажном видах;
  • напоминание продавцам о сроках действия договоров страхования и необходимости их перезаключения на новый срок;
  • введение страховой отчетности по формам;
  • разработка нормативной базы (положение о прядке заключения договоров страхования, положение об изготовлении, учете и хранении страховых полисов, инструкция по кодификации договоров страхования).

Очень важным в процессе сопровождение становится создание системы кодификации и нумерации договоров страхования – все договоры должны быть привязаны к конкретному продавцу, подразделению, филиалу и т.д. Например, регистрационный номер договора страхования может содержать: порядковый номер, год заключения, номер правил страхования, код заключившего договор сотрудника.

В состав подразделения сопровождения договоров страхования должны войти специалисты, обладающие хорошими знаниями страховых продуктов и типовых договоров компании; умеющие работать в IT-системе компании; владеющие хорошей скоростью печати. Здесь, как нигде, важны такие личностные характеристики, как аккуратность и внимательность. Естественно, что вся работа подразделения, как и любого другого, процедурируется – разрабатываются инструкции, регламентирующие деятельность сотрудников. Инструкция о порядке взаимодействия подразделений при заключении договоров страхования должна определять порядок заключения типовых и нетиповых договоров страхования, взаимодействие подразделений продаж, андеррайтинга, перестрахования и сопровождения договоров, сроки подготовки документов и обязанности сотрудников подразделения, а также порядок взаимодействия с филиалами, формы документов (заявки, котировки и т.д.). Создание подобной системы контроля позволяет предотвратить мошенничество со стороны агентов.

Наличие в структуре компании подразделения по сопровождению договоров страхования позволяет освободить сотрудников продающих подразделений от технических функций и тем самым увеличить объемы продаж. Значительно улучшается качество договоров страхования при больших объемах заключения, кроме того, повышается качество предоставления страховой услуги, даже при увеличивающемся потоке клиентов. Важное значение имеет тот факт, что с организацией в компании отдела сопровождения договоров страхования, входящие риски по различным видам страхования начинают оцениваться профессионально. И последнее, клиент приходит в компанию, а не к отдельному сотруднику, создается единая база данных по заключаемым договорам страхования. Такая компания направлена на обслуживание большого количества потоков внутри самого рынка, она понятна западному инвестору.

Таким образом, организация работы в компании подразделений по андеррайтингу (см. комментарий «Андеррайтинг – ключевой бизнес-процесс страховой компании» https://www.insur-info.ru/comments/366/), по урегулированию убытков (см. комментарий «Системный подход к урегулированию убытков» https://www.insur-info.ru/comments/379/) и по сопровождению договоров страхования, создает конвейер по продаже страховых услуг. Например, в «Русском страховом центре», внедрив подобную бизнес-структуру, мы значительно повысили стоимость нематериальных активов в виде организационного капитала компании, который, кстати, очень четко понимают западные инвесторы.

Подобная структура компания представляет собой промышленное серийное производство. По моим экспертным оценкам страховщик, который имеет подобную бизнес-структуру, готов к продаже западным инвесторам. При прочих равных условиях капитализации такой компании возрастает в 1,5–2 раза.


14 марта 2007 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Управление
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 7.54 (голосовало: 103 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
29 марта 2007 г. 20:32 Павло Стр.
При прочих равных условиях капитализации такой компании возрастает в 1,5–2 раза. Интересно, а как было в отношении ныне уральской ПСК?
3 апреля 2007 г. 08:43 Автор
Павло Стр.
В отношении ПСК на момент продажи 1,8. С уважением Н.П.
3 мая 2007 г. 10:40 Олеся
Добрый день!
Уважаемый Николай Петрович, очень рада, что наконец-таки появилась возможность задать Вам несколько вопросов.
После прочтения Ваших статей по организации работы подразделений по андеррайтингу, урегулированию убытков и сопровождению договоров страхования очень хотелось бы увидеть Ваши мысли и рассуждения по поводу самих продавцов, начиная от их личностных характеристик и заканчивая функциональными обязанностями и технологиями работы. Классифицируете ли Вы их по каким-то критериям?
Вы пишете, что клиент приходит в компанию, а не к отдельному сотруднику. Возможно, так и должно быть в идеале, но на практике завязка со СК у клиента идет именно через продавца. На мой взгляд, здесь несколько причин. Во-первых, в большинстве компаний, особенно в филиалах, нет четкого разделения структуры по конкретным видам страхования. И зачастую продавец, обслуживающий клиента (особенно корпоративщиков), вынужден владеть всеми видами страхования и уметь заключать по ним договоры. Кроме того, не знаю, проблема ли это подбора кадров или отсутствия общих корпоративных ценностей у сотрудников, но ситуация до боли типична, когда продавец находит клиента, подбирает ему индивидуальные программы, начинает сотрудничество… и все хорошо до первой выплаты и «приятного» общения с выплатниками, бухгалтерией и т.д. Возможно, поэтому многие клиентские менеджеры сопровождают клиентов от первой встречи до момента выплаты, чтобы не потерять его. В результате – безумная потеря времени продавца, нервы и другие негатиные явления. Вторая причина, по которой, как мне кажется, клиент привязан к конкретному продавцу, опять же проявляется из внутреннего устоя компании. Постоянное требование выполнения плановых показателей, несообразных реальным возможностям, приводит к тому, что многие продавцы (если их так можно назвать в данном контексте) «жмут» своих клиентов, не развивая с ними сотрудничество по другим видам страхования и не давая это делать другим. Т.о. они выполняют свой план, а до развития сети и увеличения совокупных сборов им нет дела.
Николай Петрович, я была бы Вам очень признательна, если бы Вы описали хотя бы в двух словах свое видение структуры СК (помимо вопроса о клиентских менеджерах).
Заранее благодарна!
С уважением, Олеся Потапчук
7 мая 2007 г. 20:23 АВТОР
Ответ
Уважаемая, Олеся! По поводу оргструктур продаж смотрите мой следующий комментарий. Что касается продавцов, то их основными качествами, на мой взгляд, являются не знание продукта, а эмпатия и честолюбие. Более подробно этот вопрос я рассматриваю на своем авторском семинаре "Управление продажами". Приходите. С уважением Н.П.
14 мая 2007 г. 22:05 Павло Страхуйко
За 1,8 принято награждать, а не... Наверное в Уфе :) посчитали иначе, чем автор отзыва. Любопытно бы посмотреть коммент из вишневой башни этого славного города.
15 мая 2007 г. 19:13 Автор отзыва
Павло Стр.
Вы совершенно правы. Поэтому на момент продажи в 2003 году топы были награждены весьма солидно. Кроме того, учитывая мой вклад в развитие компании, мне было предложено возглавить компанию в марте 2005 года. Должность Генерального директора я оставил в декабре того же года, причем в отличие от других по своему сободному волеизъявлению. Если Вам интересно. то проверьте в вишневой либо иной милой Вашему сердцу башне.
Если хотите дискутировать дальше, открывайте забрало. С анонимом
мне общаться неинтересно. Н.П.
17 декабря 2007 г. 13:51 Автор отзыва
Добрый день!
Уважаемый Николай Претович!
Огромное спасибо за Ваши статьи. Я работаю менеджером по оптимизации бизнес-процессов в страховой компании и мне очень помогает Ваша книга "Реинжиниринг страховой компании", так как со страхованием я раньше не сталкивалась. Конечно у нас есть свои нюансы, например продажами зпнимаются брокеры и агенты, а типовых договоров вообще не существует, но я создаю бэк-офис для работы с документацией и помощи андеррайтерам.
С уважением,
Виктория
12 сентября 2008 г. 12:33 Станислав
наткнулся на ваши стотьи и они очень заинтереисовали меня. Хотелосьбы почитать вашу книгу "Реинжиниринг страховой компании", где её можно найти в инете?
Также хотелось бы узнать какие варианты определения численности сотрудников существуют для сопровождения договоров страхования и какие функции туда включаются.

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: